Адрес
С 10:00 до 22:00
без обеда и выходных

Профориентация и профконсультация

Выбирая профессию, подростки выбирают для себя определённые жизненные сценарии, жизненные стратегии. На данном этапе особое значение для подростка приобретает возможность получения консультации по профориентации.

Три основных принципа выбора профессии:

1) знание и учёт своих собственных возможностей и способностей;
2) знание требований профессии к человеку;
3) умение соотносить эти факторы.

Из статьи О.В. Кузнецовой
О САМООПРЕДЕЛЕНИИ, ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПРИЗВАНИИ

«У каждого есть своё особое призвание.
Каждый человек незаменим, а жизнь его неповторима.
И поэтому задача каждого человека настолько же уникальна,
насколько и его возможность выполнить эту задачу»
Виктор Франкл

Самоопределение рассматривается как осознанный личностный выбор, активный процесс, связанный с поиском ценностей и смыслов, определением своего жизненного предназначения. Во многих философских и психологических концепциях самоопределение подразделяется на личностное, профессиональное, жизненное. В действительности эта дифференциация весьма условна, так как все эти области тесно связаны друг с другом и находятся в постоянном взаимодействии.

Профессиональное самоопределение рассматривается как длительный процесс. Смысл профессионального самоопределения заключается в поиске человеком своей профессии и себя в профессии, а также в определении собственной профессиональной роли, осознании профессиональной перспективы и её достижении.

Профессиональное становление личности – это индивидуализированный процесс, но, тем не менее, в нем можно выделить определённые закономерности. Процесс профессионального становления включает в себя ряд стадий, каждая из которых связана с необходимостью решения определённых жизненных и профессиональных задач. ..

Проходя различные этапы профессиональной становления, человек осознает свои профессиональные качества, присваивает систему профессиональных ценностей, приобретает необходимые для успешной профессиональной реализации знания, умения и навыки, общечеловеческие и профессиональные смыслы, которые, как правило, наиболее ярко проявляются на ступени мастерства – высшем уровне раскрытия человека в профессиональной сфере…

Нередко человек выбирает свой путь, принимает решение о выборе профессии «случайно», «по воле обстоятельств», не принимая во внимание собственные интересы и профессиональные предпочтения. В этом случае возможны ошибки выбора, последствия которых могут проявиться в зрелом возрасте как неудовлетворённость своей жизнью, жизненный кризис. Иногда человек одновременно или последовательно реализует себя в противоположных видах деятельности.

А. Лэнгле в работе «Жизнь, наполненная смыслом» отмечает, что смысл – это своеобразный контракт с жизнью, согласно которому человек душой и телом посвящает себя тому, что является для него важным.

Смыслы профессиональной деятельности тесно связаны с ценностными ориентациями личности. Ценностные ориентации выражают то, что является наиболее значимым для человека и обладает личностным смыслом; они определяют жизненные цели человека. Ориентируясь в широком спектре ценностей, человек выбирает из них те, которые в большей степени связаны с его доминирующими потребностями.

Для каждой профессиональной группы свойственен свой смысл, свои профессиональные ценности…

Обретение призвания, определение своего жизненного пути – необходимое условие личностного развития, свидетельство личностной зрелости человека. Во многих мировых культурах существуют притчи, сказки, истории, легенды, повествующие о важности определения своей жизненной дороги, своего направления, в русле которого человек сможет наиболее полно раскрыть свои задатки, реализовать способности.

Призвание – это совокупность способностей, профессиональных интересов и склонностей человека. Изначально слово «призвание» употреблялось для обозначения духовного служения, но впоследствии, стало применяться для обозначения профессиональной сферы, в которой человек может в наивысшей степени реализовать свои таланты и способности. Призванием называют особую склонность к какому-либо делу или профессии. Также говорят о деле всей жизни, о назначении или предназначении человека.

Многие выдающие учёные, конструкторы, деятели искусства, т.е. высочайшие профессионалы своего дела, отмечают совершенно особое эмоциональное состояние, в котором они пребывают, занимаясь любимой деятельностью. Американский психолог Михай Чиксентмихайи в работе «Поток: психология оптимального переживания» пишет о «таком состоянии духа, когда сознание гармонично упорядочено» и человек занимается тем, чем он занимается, ради самого этого дела. Таким образом, состояние потока представляет собой идеальный вариант внутренней мотивации, наивысшую степень включённости в процесс деятельности.

Для некоторых людей выбор профессии, осознание своего призвания — своего рода прозрение. Но что же помогает найти именно свой путь? Что помогает «дорасти» в профессии до уровня мастерства и творческой реализации? Одним из основных условий профессионального самоопределения является встреча с наставником, человеком, способным пробудить интерес к той или иной области деятельности…

Сохранились свидетельства очевидцев о том, какие наставления о выборе жизненного пути давал Старец Паисий Святогорский (1924 – 1994), афонский монах, духовный наставник, писатель. Он говорил, что сердце для духовной жизни – как двигатель для машины, считая, что если человек делает что-либо от сердца, то это не приносит ему усталости. Паисий Святогорский советовал получать образование по душе, а также отмечал, что некоторые профессии (особенно профессии врача и учителя) следует выбирать по призванию…

В современной практике нередко происходит упрощение и «уплощение» профориентационной работы, связанное с тем, что консультирование по вопросам личностного и профессионального самоопределения сводится к тестированию и определению интересов и способностей, а область значений, ценностей и смыслов профессиональной деятельности не затрагивается. Но только нахождение и осознание смыслов поможет пониманию своего призвания, истинному самоопределению, становлению профессиональной идентичности и личностной реализации. Такая работа возможна при взаимодействии самоопределяющегося человека и специалиста-профориентатора, способного выступать в роли консультанта, эксперта, наставника на сложном, ответственном и увлекательном пути профессионального самоопределения.

О.В. Кузнецова. О самоопределенении, выборе профессии и профессиональном призвании // Современная психология: теория и практика. – Москва: Изд-во «Институт стратегических исследований»: Изд-во «Перо», 2015. – с. 168 – 173.

Профориентационная программа для подростков «Навигация в карьере»

Наверх